Способы построения и содержание интересного урока литературы
Завязка урока как проблемный аспект и реализация творческого потенциала учеников разных возрастных групп
Алгоритм есть: берем из прошлого немного теории. Что обеспечивает ядро смысла урока и держит внимание учеников. Начнем сначала: завязка урока и ее движение в урок.
Способы формирования пространства урока
Пространство урока литературы: с какой стороны вход? Способы расширения поля понимания текста и укрупнение смысла текста. Чтение на вырост. Возможности формирования пространства урока во внеурочной работе.
Способы формирования пространства урока (продолжение)
Пространство урока литературы: с какой стороны вход? Способы расширения поля понимания текста и укрупнение смысла текста. Чтение на вырост. Возможности формирования пространства урока во внеурочной работе.
Пути нахождения места читателя в тексте
Литературная игра – оптимальный путь для продолжающегося ежегодно знакомства с творчеством одного классика. Задания от 5-го к старшим классам.
Тест 1
Обращение к зарубежной литературе (примеры, цитаты) для активизации литературного развития ученика
Неожиданный для школьников путь в понимании логики чужой мысли. Примеры эффективности пересечения образов и идей отечественной и зарубежной литературы. От эпизодического знакомства с отдельными образами западно-европейской литературы в средних классах к пониманию динамики образа в старших.
Автор – величина неизменная? Способы понимания авторской мысли
Нужно ли слово о писателе? Как точно соотнести возрастные возможности понимания учеников с информацией о писателе? Расстановка акцентов в средних классах. Предъявление писателя после изучения его творчества в старших классах как создание нового взгляда на литературную реальность.
Критические этюды на уроках – утверждение нелинейности литературных образов
Преобразование критических высказываний писателей в проблемный вопрос на уроке. Чтение литературной критики – пояснение многомерности художественного произведения. Суждения критиков – алгоритм-стимул для выстраивания собственных суждений учеников и реализации их творческого потенциала.
Пути расширения границ культурного поля учеников при изучении или знакомстве с литературным произведением
Способы выстраивания связей внутри эпохи создания произведения; причинно-следственные связи появления и дальнейшей жизни произведения во времени, в других культурах; возможности интерпретации в школе.